Планирование

План работы на 2024/2025 учебный год

30.08.2024
развернуть

План работы ресурсного центра специального образования

для лиц с интеллектуальной недостаточностью

ГУО «Руденская специальная школа-интернат»

на 2024/2025 учебный год

Цель: оказание консультативно-методической помощи педагогам Минской области, осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.Изучать, аккумулировать и распространять лучший опыт работы по обучению и воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

2.Обеспечивать системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на эффективное обучение и успешную социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью;

3.Создавать условия для развития и совершенствования ресурсной базы (концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов).

№ п/п

Содержание работы

Форма представления результатов работы

Сроки выполнения

Категории участников

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Анализ работы ресурсного центра за 2023/2024 учебный год

Аналитическая информация

Июнь

Руководитель РЦ, педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

2

Изучение степени удовлетворенности услугами ресурсного центра участниками образовательного процесса

Результаты анкетирования

Май

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Сбор информации о потребностях учреждений образования в  проведении семинаров (темы  для обсуждения)

Анализ анкет

Август 2024

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

 

4

Планирование работы ресурсного центра на 2024/2025 учебный год

План работы

Август

Руководство, педагоги специальных школ, ЦКРОиРы

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Создание творческой группы педагогов, работающих по информационно-методическому наполнению ресурсного центра

Приказ

Август

Руководитель ресурсного центра

Дировская Н.А.

 

Кадровое обеспечение

1

Реализация системы повышения квалификации педагогов.

Повышение квалификации через:

1. Семинары

2. Самообразование специалистов

3. Изучение передового опыта

4. Курсы повышения квалификации

5. Интернет-ресурсы

 

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Калютич Л.Э.

2

Организация творческого взаимодействия участников ресурсного центра (взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, работа творческой группы)

Методические материалы

Сентябрь

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Материально-техническое оснащение

1

Постоянное пополнение центра программным обеспечением, имеющимся в Республике

Программы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

2

Постоянное пополнение методическими материалами, наглядными материалами и др. Комплектование медиатеки для работы с родителями (ролики, клипы, фильмы, презентации и т.д.).

Методические  материалы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

Информационно-методическое обеспечение

1

Размещение материалов по работе ресурсного центра на сайте учреждения образования, публикации в СМИ

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

2

Транслирование результатов профессиональной деятельности в рамках внутришкольного взаимодействия педагогов (согласно плану)

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Пополнение банка данных методических наработок с указанием авторства и школы предоставившей материал (пополнение информационного, дидактического и познавательного материала с целью использования в образовательном процессе специальной школы)

Каталогизация

Постоянно

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

4

Подбор документальных, научно-популярных, художественных видеофильмов для использования в образовательном процессе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Видеоматериалы

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Пополнение школьной библиотеки методической литературой и  программным обеспечением

Выставки методической литературы

Постоянно

Библиотекари

Дировская Н.А.

6

Популяризация инновационных педагогических и информационных технологий, внедряемых в образовательный процесс специальных школ (школ-интернатов), (размещение материалов на сайте)

Практические материалы из опыта работы

 

В течение учебного года

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

7

Консультации:

·       индивидуальные консультации специалистов;

·       консультирование родителей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью;

·       консультирование педагогических работников школ области, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

·       тематические консультации (в том числе виртуальные), где организатором (базой) выступает ресурсный центр

-подготовка и проведение аттестации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

-семейное воспитание детей с нарушениями интеллекта;

- общение родителей с детьми с расстройствами аутистического спектра;

- рекомендации родителям ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

-способы  мотивации учащихся к обучению;

-режим дня для школьника;

-профилактика агрессивного поведения  обучающихся;

-школьные конфликты и пути их разрешения;

- речь как средство общения. Устная речь. Выражение эмоций в устной речи при помощи интонации. Мимика и жесты как средства более яркого выражения эмоций в устной  речи;

-диалог как средство общения.  Этикетные, деловые и бытовые диалоги;

-письменная речь. Выражение положительных и отрицательных эмоций в письменной речи при помощи знаков препинания;

-воспитание культуры устной и письменной речи. Уместность выражения определённых эмоций в общественных местах и мессенджерах;

-формирование нравственных качеств в семье;

-как помочь учащемуся при подготовке домашних заданий;

-артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации по выполнению;

-способы предупреждения и преодоления нарушений чтения у учащихся начальных классов

 

Материалы консультаций

В течение учебного года

Руководство, педагог-психолог, педагог социальный

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комлик Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыжкова Е.И.

 

 

 

 

 

Тарновская С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шакуро Н.К.

8

Обобщение опыта работы по темам:

-Визуализация  как инструмент повышения  качества образовательного  процесса в начальных классах специальной школы;

-Формирование природоведческих знаний у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на уроках по предмету «Человек и мир»;

-Проектная форма работы  в начальных  классах как средство активизации учебной деятельности;

-Развитие эмоционально-волевой сферы у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-Активация познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литературного чтения;

-Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры в специальной школе;

-Взаимодействие педагогов с детьми в проблемных ситуациях;

-Развитие творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью средствами декоративно-прикладного искусства;

-Формирование навыков

ЗОЖ у детей с  интеллектуальной недостаточностью в условиях школы –интерната;

-Использование игровых, коррекционно-развивающих технологий в экологическом воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью;

-Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности «Здоровье в твоих руках»;

-Экологическое воспитание как одно из условий успешной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью;

-Значение театрализованных игр в коррекционном обучении детей с нарушением интеллекта;

-Нравственное воспитание как способ формирования культуры межличностного общения  для детей с психофизическими недостатками

Презентация опыта работы

 

Май

Учителя

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

 

9

Областной семинар «Создание эффективной образовательной среды для формирования практических умений и навыков обучающихся на учебных занятиях по трудовому обучению при подготовке к профессиональному обучению»

Материалы семинара

 

Март

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

 

10

Панорама педагогического опыта

Материалы панорамы

Апрель

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

Комлик В.В.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

11

Создание буклетов:

-Как помочь агрессивному ребенку;

-Зрительное утомление и его профилактика;

-Самое важное о безопасности ребенка в школе;

-Правила безопасности;

-Родители как пример для подражания;

-Развитие памяти;

-Дыхательная гимнастика;

-Таблица распознавания положительных эмоций: интерес, удивление, радость, восхищение;

-Знаки препинания при выражении различных положительных эмоций

 

Буклеты

Апрель

Родители  обучающихся  с интеллектуальной  недостаточностью

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

12

Мастер-классы по различным направлениям

Материалы мастер-классов

В течение года

Руководство, педагог-психолог, педагог социальный

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, педагоги учреждений среднего профессионально

го образования России

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

13

Участие в работе семинаров, проводимых ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Академией последипломного образования, Национальным институтом образования, Государственным педагогическим университетом им.М.Танка, ГУО «Минский областной институт развития образования», УО «Республиканский институт профессионального образования», ГУО «Академия образования»

Выступления на учебно-методических объединениях

По плану учреждений

Педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

Комлик В.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

14

Внедрение практики реализация инновационного проекта «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью»

 

В течение года

Педагоги школы-интерната

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

15

Реализация совместного проекта с частным социально-педагогическим учреждением образования «SOS-Детская деревня Марьина Горка» «Сенсомир»

 

По отдельному плану

Педагоги школы-интерната

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Ковецкая В.Н.

Тимакова Т.Н.

Шакуро Н.К.

16

Реализация совместного плана сотрудничества школы-интерната с ОО «Белорусский комитет Спешиал Олимпикс» при поддержке Президентского спортивного клуба

 

По отдельному плану

Педагоги школы-интерната

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Шакуро Д.Н.

Шакуро И.Н.

17

Сетевое взаимодействие с учреждениями общего среднего образования, специального образования:

- онлайн-консультации;

- взаимообмен информацией

 

В течение учебного года

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

18

Формирование каталога литературы и статей по специальному образованию

Каталог

Май

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

               

 

свернуть

График проведения консультаций на 2024/2025 учебный год

30.08.2024
развернуть

График

проведения консультаций

ресурсного центра специального образования

для лиц с интеллектуальной недостаточностью по оказанию

консультативно-методической помощи педагогам Минской области,

осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью

ГУО «Руденская специальная школа-интернат»

на 2024/2025 учебный год 

п/п

Содержание работы

Срок проведения

Ответственный

1

Подготовка и проведение аттестации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

по запросу

в течение года

Комлик Л.В.

Семейное воспитание детей с нарушениями интеллекта

Общение родителей с детьми с расстройствами аутистического спектра

Рекомендации родителям ребенка с интеллектуальной недостаточностью

2

Способы  мотивации учащихся к обучению

по запросу

в течение года

Рыжкова Е.И.

Режим дня для школьника

Профилактика агрессивного поведения  обучающихся

Школьные конфликты и пути их разрешения

3

Речь как средство общения. Устная речь. Выражение эмоций в устной речи при помощи интонации. Мимика и жесты как средства более яркого выражения эмоций в устной  речи

по запросу

в течение года

Тарновская С.В.

Диалог как средство общения.  Этикетные, деловые и бытовые диалоги

Письменная речь. Выражение положительных и отрицательных эмоций в письменной речи при помощи знаков препинания

Воспитание культуры устной и письменной речи. Уместность выражения определённых эмоций в общественных местах и мессенджерах

4

Формирование нравственных качеств в семье

по запросу

в течение года

Шакуро Н.К.

Как помочь учащемуся при подготовке домашних заданий

Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации по выполнению

Способы предупреждения и преодоления нарушений чтения у учащихся начальных классов

 

свернуть

Ресурсный центр специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

развернуть

   

  

 

свернуть

Перспективный план работы областного ресурсного центра специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью Государственное учреждение образования «Руденская вспомогальная школа-интернат» на 2022-2027г.г.

развернуть

Перспективный план работы областного ресурсного центра специального образования

для лиц с интеллектуальной недостаточностью

Государственное учреждение образования «Руденская вспомогальная школа-интернат»

на 2022-2027г.г.

 

Цель: оказание консультативно-методической помощи педагогам Минской области, осуществляющим обучение и воспитание обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

Изучать, аккумулировать и распространять лучший опыт работы по обучению и воспитанию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Обеспечивать системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на эффективное обучение и успешную социализацию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Создавать условия для развития и совершенствования ресурсной базы (концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов).

 

п/п

Содержание работы

Сроки

Организационно-методическая работа

1

Методический диалог «Планирование деятельности ресурсного центра». Составление и утверждение плана работы ресурсного центра

август 2022-2027г.г.

2

Обновление банка данных нормативных правовых актов, инструктивно-методических материалов

август 2022-2027г.г.

3

Уточнение состава творческой группы педагогов для работы в ресурсном центре

август 2022-2027г.г.

4

Текущий ремонт кабинета ресурсного центра

По мере необходимости

5

Обновление и пополнение электронной страницы «Ресурсный центр» на сайте учреждения образования

2023-2027г.г.

6

Создание банка эффективного педагогического опыта педагогов школы-интерната

Постоянно

7

 

8

 

9

 

10

 

 

11

 

12

 

 

 

13

 

14

 

15

 

 

16

 

17

18

Изучение запросов из учреждений образования области по оказанию консультативно-методической помощи в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Семинар-практикум «Организация эффективной работы ресурсного центра учреждения образования»

Заседание Клуба специалистов территориальных центров специального обслуживания населения Минска и Минской области

Участие в постоянно действующих семинарах для учителей трудового обучения, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания на тему "Совершенствование профессиональной компетентности учителей трудового обучения при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях общего среднего образования".

Участие педагогов школы-интернат в районных методических объединениях учителей-дефектологов

Разработка совместного плана работы школы-интерната с ОО «Спейшиал Олимпикс» при поддержке Президентского спортивного клуба по темам: «Лидерство атлетов», «Теория и практика программы Спейшиал Олимпикс по бочче-спорту»

 

Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровней

Организация взаимодействия в рамках работы ОО «Зеленый крест»

Участие в панораме эффективной педагогической практики – 2022 года Пуховичского района по теме «Развитие творческой активности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения и во внеурочное время»

Презентация мастер-классов: «Использование Лего-конструирования на уроках в начальных классах с детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью», «Астры из фоамирана» и др.

 

 

Образовательный проект «Профессиональная перспектива»

Образовательный проект "Зеленая лаборатория"

май 2023-2027г.г.

 

2022г.

 

2022г.

 

2022г.

 

 

В течение учебного года

 

 

2022/2023 учебный год

2023/2024 учебный год

 

 

 

Постоянно

 

2022г., 2024г.

 

 

2022г.

 

 

2023г.

2024г.

 

 

Информационно-методическая работа

1

Оказание консультативно-методической помощи педагогам учреждений образования по вопросам:

календарно-тематическое планирование по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

календарно-тематическое планирование по учебным предметам для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

календарно-тематическое планирование по учебным программам для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью

подготовка, организация и проведение выпускного экзамена по трудовому обучению  учащихся 10 класса;

организация и проведение факультативных занятий с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью;

структура современного урока;

современные педагогические технологии и методики в обучении, коррекции и воспитании учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развитие творческих способностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

социальная адаптация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

2022 – 2027г.г.

2

Тематические консультации для педагогов учреждений образования (по запросам)

по запросам

3

Подготовка стендовой информации о деятельности ресурсного центра

постоянно

4

Оформление методических материалов в помощь педагогам учреждений образования

2022-2027г.г.

5

Консультирование педагогов и законных представителей по работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью:

«Если у ребёнка интеллектуальная недостаточность…»

«Особенности налаживания продуктивного взаимодействия с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях учреждения образования»

«Работа с семьей ребенка с интеллектуальной недостаточностью»

Педагогические технологии в обучении и воспитании детей, имеющих интеллектуальную недостаточность

Дети с РАС: особенности и приемы работы

2023-2027г.г.

6

Участие в научно-практических конференциях, обучающих курсах, семинарах, вебинарах

2022-2027г.г.

7

Публикации в периодических изданиях

2022-2027г.г.

8

Проведение семинаров, вебинаров

2022-2027г.г.

Научно-исследовательская и проектная работа

1

 

2

 

3

 

4

5

 

6

 

 

7

«Модель организации дополнительного образования детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной школы-интерната»

Создание проектов по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в рамках сотрудничества с «SOS-Детская деревня Марьина Горка»

Реализация проекта по профессиональной подготовке «Профессиональная перспектива» в рамках сотрудничества с «SOS-Детская деревня Марьина Горка»

Разработка и сбор материалов для участия в IX республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании»

Работа в рамках областного проекта «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами фетротерапии»

Работа в рамках инновационного проекта: «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью» с целью формирование эмоциональной безопасности и повышение качества жизни обучающихся с особенностями психофизического развития, обеспечение их успешной социальной адаптации

Создание проекта по социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью

2020/2023 учебный год

 

2022-2025г.г.

 

2022-2023г.г.

 

2023 – 2025 г.г.

2022 – 2023г.г.

 

2022 – 2024 г.г.

 

 

2026-2027г.г.

Развитие базы программно-методических ресурсов

1

2

3

 

4

 

5

 

 

6

 

7

Совершенствование методических и дидактических ресурсов

Разработка серии коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы», 6 класс

Подбор материалов по использованию информационных коммуникационных технологий в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью

Пополнение картотеки периодических изданий по вопросам обучения, воспитания, коррекции особенностей развития, социальной адаптации и творческого развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Пополнение электронной базы методических материалов по вопросам обучения, воспитания, коррекции особенностей развития, социальной адаптации и творческого развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Участие в опытной проверке учебных изданий для учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования (літаратурнае чытанне 10 клас, элементы экономических знаний 11 класс)

Создание презентаций по учебным предметам

 

2022-2027г.г.

 

2022-2024 г.г.

2024-2025г.г.

2023-2027 г.г.

 

Постоянно

 

2022/2023 учебный год

 

Постоянно

 

 

свернуть

План работы на 2023/2024 учебный год

30.08.2023
развернуть

План работы  ресурсного центра специального образования

для лиц с интеллектуальной недостаточностью учителя

ГУО «Руденская специальная школа-интернат»

на 2023/2024 учебный год

Цель: оказание консультативно-методической помощи педагогам Минской области, осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.Изучать, аккумулировать и распространять лучший опыт работы по обучению и воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

2.Обеспечивать системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на эффективное обучение и успешную социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью;

3.Создавать условия для развития и совершенствования ресурсной базы (концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов).

№ п/п

Содержание работы

Форма представления результатов работы

Сроки выполнения

Категории участников

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Анализ работы ресурсного центра за 2022/2023 учебный год

Аналитическая информация

Июнь

Руководитель РЦ, педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

2

Изучение степени удовлетворенности услугами ресурсного центра участниками образовательного процесса

Результаты анкетирования

Май

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Сбор информации о потребностях учреждений образования в  проведении семинаров (темы  для обсуждения)

Анализ анкет

Август 2024

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

 

4

Планирование работы ресурсного центра на 2023/2024 учебный год

План работы

Август

Руководство, педагоги специальных школ, ЦКРОиРы

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Создание творческой группы педагогов, работающих по информационно-методическому наполнению ресурсного центра

Приказ

Август

Руководитель ресурсного центра

Дировская Н.А.

 

Кадровое обеспечение

1

Реализация системы повышения квалификации педагогов.

Повышение квалификации через:

1. Семинары

2. Самообразование специалистов

3. Изучение передового опыта

4. Курсы повышения квалификации

5. Интернет-ресурсы

 

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Калютич Л.Э.

2

Организация творческого взаимодействия участников ресурсного центра (взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, работа творческой группы)

Методические материалы

Сентябрь

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Материально-техническое оснащение

1

Постоянное пополнение центра программным обеспечением, имеющимся в Республике

Программы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

2

Постоянное пополнение методическими материалами, наглядными материалами и др. Комплектование медиатеки для работы с родителями (ролики, клипы, фильмы, презентации и т.д.).

Установка видеобара

Методические  материалы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

Информационно-методическое обеспечение

1

Размещение материалов по работе ресурсного центра на сайте учреждения образования, публикации в СМИ

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

2

Транслирование результатов профессиональной деятельности в рамках внутришкольного взаимодействия педагогов (согласно плану)

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Пополнение банка данных методических наработок с указанием авторства и школы предоставившей материал (пополнение информационного, дидактического и познавательного материала с целью использования в образовательном процессе специальной школы)

Каталогизация

Постоянно

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

4

Подбор документальных, научно-популярных, художественных видеофильмов для использования в образовательном процессе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Видеоматериалы

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Пополнение школьной библиотеки методической литературой и  программным обеспечением

Выставки методической литературы

Постоянно

Библиотекари

Дировская Н.А.

6

Популяризация инновационных педагогических и информационных технологий, внедряемых в образовательный процесс специальных школ (школ-интернатов), (размещение материалов на сайте)

Практические материалы из опыта работы

 

В течение учебного года

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

7

Консультации:

·       индивидуальные консультации специалистов;

·       консультирование родителей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью;

·       консультирование педагогических работников школ области, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

·       тематические консультации (в том числе виртуальные), где организатором (базой) выступает ресурсный центр

-подготовка и проведение аттестации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

-особые образовательные потребности детей с интеллектуальной недостаточностью;

-общие требования к организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-особенности использования наглядности в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-преодоление школьных трудностей у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-возрастные особенности подростков с интеллектуальной недостаточностью;

-игры с буквами и цифрами;

-формирование словарного запаса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактической игры;

-навучанне выразнаму чытанню на ўроках беларускай мовы i лiтаратурнага чытання у 6-10 классах спецыяльнай школы;

азвитие умения выражать свои эмоции при помощи мимики, жестов и эмоциональной речи;

ыкарыстанне элементаў камунiкатыўнай тэхналогii на ўроках беларускай мовы i лiтаратурнага чытання у старэйшых классах спецыяльнай школы;

моции в жизни ребёнка. Положительные и отрицательные эмоции. Развитие умения управлять своими эмоциями;

-особенности восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра;

-нетрадиционные методы работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

-формирование и развитие элементов логического мышления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр и упражнений;

-развитие памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством мнемотехники

Материалы консультаций

В течение учебного года

Руководство, педагог-психолог, педагог социальный

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комлик Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыжкова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тарновская С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шакуро Н.К.

8

Обобщение опыта работы по темам:

-Самостоятельная работа как эффективное средство в трудовом обучении;

-Дифференцированный  подход на уроках математики;

-Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью посредством оригами;

-Формирование здорового образа жизни учащихся начальных классов с легкой интеллектуальной недостаточностью во внеурочное время;

-Повышение  качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения;

-Формирование  финансовой грамотности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Презентация опыта работы

 

Май

Учителя

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

 

9

Областной семинар «Использование потенциала дополнительного образования детей и молодежи в работе по развитию личности обучающихся с особенностями психофизического развития»

Материалы семинара

 

Апрель

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

 

10

Панорама педагогического опыта «Формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (с легкой интеллектуальной недостаточностью)»

Материалы панорамы

Апрель

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

11

Создание буклетов:

-Особые дети – особое общение;

-Направления воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточность в семье;

-Использование методик для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями;

-Обеспечение безопасности детей

Буклеты

Апрель

Родители  обучающихся  с интеллектуальной  недостаточностью

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

12

Мастер-классы по различным направлениям

Материалы мастер-классов

В течение года

Руководство, педагог-психолог, педагог социальный

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, педагоги учреждений среднего профессионально

го образования России

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

13

Участие в работе семинаров, проводимых ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Академией последипломного образования, Национальным институтом образования, Государственным педагогическим университетом им.М.Танка, ГУО «Минский областной институт развития образования», УО «Республиканский институт профессионального образования»

Выступления на учебно-методических объединениях

По плану учреждений

Педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

14

Реализация инновационного проекта «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью»

 

По отдельному плану

Педагоги школы-интерната

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

15

Реализация совместного проекта с частным социально-педагогическим учреждением образования «SOS-Детская деревня Марьина Горка» «Зеленая лаборатория»

 

По отдельному плану

Педагоги школы-интерната

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

16

Реализация совместного плана сотрудничества школы-интерната с ОО «Спешиал Олимпикс» при поддержке Президентского спортивного клуба

 

По отдельному плану

Педагоги школы-интерната

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

17

Сетевое взаимодействие с учреждениями общего среднего образования, специального образования:

- онлайн-консультации;

- взаимообмен информацией

 

В течение учебного года

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

18

Формирование каталога литературы и статей по специальному образованию

Каталог

Май

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

               

 

свернуть

График проведения консультаций в 2023/2024 учебном году

31.08.2023
развернуть

График

проведения консультаций

ресурсного центра специального образования

для лиц с интеллектуальной недостаточностью по оказанию

консультативно-методической помощи педагогам Минской области,

осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью

ГУО «Руденская специальная школа-интернат»

на 2023/2024 учебный год 

п/п

Содержание работы

Срок проведения

Ответственный

1

Подготовка и проведение аттестации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

по запросу

в течение года

Комлик Л.В.

Особые образовательные потребности детей с интеллектуальной недостаточностью

Общие требования к организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Особенности использования наглядности в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью

2

Преодоление школьных трудностей у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (период адаптации)

по запросу

в течение года

Рыжкова Е.И.

Возрастные особенности подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Игры с буквами и цифрами

Формирование словарного запаса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактической игры

3

Навучанне выразнаму чытанню на ўроках беларускай мовы i лiтаратурнага чытання у 6-10 классах спецыяльнай школы

по запросу

в течение года

Тарновская С.В.

Развитие умения выражать свои эмоции при помощи мимики, жестов и эмоциональной речи

Выкарыстанне элементаў камунiкатыўнай тэхналогii на ўроках беларускай мовы i лiтаратурнага чытання у старэйшых классах спецыяльнай школы

Эмоции в жизни ребёнка. Положительные и отрицательные эмоции. Развитие умения управлять своими эмоциями

4

Особенности восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра

по запросу

в течение года

Шакуро Н.К.

Нетрадиционные методы работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Формирование и развитие элементов логического мышления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр и упражнений

Развитие памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством мнемотехники

 

свернуть

План работы на 2022/2023 учебный год

01.09.2022
развернуть

    

Цель: оказание консультативно-методической помощи педагогам Минской области, осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.Изучать, аккумулировать и распространять лучший опыт работы по обучению и воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

2.Обеспечивать системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на эффективное обучение и успешную социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью;

3.Создавать условия для развития и совершенствования ресурсной базы (концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов).

№ п/п

Содержание работы

Форма представления результатов работы

Сроки выполнения

Категории участников

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Анализ работы ресурсного центра за 2021/2022 учебный год

Аналитическая информация

Июнь

Руководитель РЦ, педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

2

Изучение степени удовлетворенности услугами ресурсного центра участниками образовательного процесса

Результаты анкетирования

Май

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Сбор информации о потребностях учреждений образования в  проведении семинаров (темы  для обсуждения)

Анализ анкет

Август

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

 

4

Планирование работы ресурсного центра на 2022/2023 учебный год

План работы

Август

Руководство, педагоги специальных школ, ЦКРОиРы

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Создание творческой группы педагогов, работающих по информационно-методическому наполнению ресурсного центра

Приказ

Август

Руководитель ресурсного центра

Дировская Н.А.

 

 

 

 

 

Кадровое обеспечение

1

Реализация системы повышения квалификации педагогов.

Повышение квалификации через:

1. Семинары.

2. Самообразование специалистов.

3. Изучение передового опыта.

4. Курсы повышения квалификации.

5. Интернет-ресурсы.

 

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Калютич Л.Э.

2

Организация творческого взаимодействия участников ресурсного центра (взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, работа творческой группы)

Методические рекомендации

Сентябрь

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Материально-техническое оснащение

1

Постоянное пополнение центра программным обеспечением, имеющимся в Республике

Программы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

2

Постоянное пополнение  методическими материалами, наглядными материалами и др. Комплектование медиатеки для работы с родителями (ролики, клипы, фильмы, презентации и т.д.).

Методические  материалы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

Информационно-методическое обеспечение 

1

Размещение материалов по работе ресурсного центра на сайте учреждения образования, публикации в СМИ

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

2

Транслирование результатов профессиональной деятельности в рамках внутришкольного взаимодействия педагогов (согласно плану)

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Пополнение банка данных методических наработок с указанием авторства и школы предоставившей материал (пополнение информационного, дидактического и познавательного материала с целью использования в образовательном процессе вспомогательной школы)

Каталогизация

Постоянно

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

4

Подбор документальных, научно-популярных, художественных видеофильмов для использования в образовательном процессе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Видеоматериалы

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Пополнение школьной библиотеки методической  литературой и  программным обеспечением

Выставки методической литературы

Постоянно

Библиотекари

Дировская Н.А.

6

Популяризация инновационных педагогических и информационных технологий, внедряемых в образовательный процесс вспомогательных школ (школ-интернатов), (размещение материалов  на сайте)

Практические материалы из опыта работы

 

В течение учебного года

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

7

Консультации:

·        индивидуальные консультации специалистов;

·        консультирование родителей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью;

·        консультирование педагогических работников школ области, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

·        тематические консультации (в том числе виртуальные), где организатором (базой) выступает ресурсный центр

-особенности формирования навыка чтения  у детей с интеллектуальной недостаточностью;

-развитие памяти и внимания у младших школьников  с интеллектуальной недостаточностью;

-причины «неадекватного поведения» детей и пути предотвращения;

-коммуникативно-деятельностный подход в обучении языку детей с интеллектуальной недостаточностью;

-работа учителя по формированию культуры устной и письменной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-подготовка и проведение аттестации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

-использование информационных коммуникационных технологий на уроках русского языка при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью;

-методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте;

-игры и игровая деятельность  детей с интеллектуальной недостаточностью;

-построение взаимоотношений с «особым» ребенком, взаимодействие в работе воспитателя, педагога и родителей ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

-развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

- преодоление школьных трудностей

Материалы консультаций

В течение учебного года

Руководство, педагог-психолог, педагог социальный

Воспитатели

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

8

Обобщение опыта работы по темам:

-Использование ТСО в начальной школе как средство повышения мотивации к обучению;

-Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения;

-Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения в школе- интернате;

-Повышение  качества преподавания уроков  истории при работе  с  учащимися с интеллектуальной недостаточностью;

-Дифференцированный  подход  на  уроках  математики во  вспомогательной  школе;

-Технология  воспитания  экологической  культуры  на  уроках  географии

Презентация опыта работы

 

Май

Учителя

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

 

9

Областной семинар «Создание условий для повышения качества образования и воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

 

Материалы семинара

 

Апрель

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

 

10

Вебинар:

-«Тэхналогія колеравага ўспрымання навакольнага свету ў рамках тэхналогіі эфектыўных урокаў пры вывучэнні роднай мовы і літаратурнага чытання ў старэйшых класах дапаможнай школы»

Материалы вебинара

Март

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

11

Создание буклетов:

-Выбор образовательного маршрута для детей с интеллектуальными нарушениями;

-Использование методик для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями;

-Общие  правила общения с  гиперактивным  ребенком;

-Родителям будущих первоклассников

Буклеты

Апрель

Родители  обучающихся  с интеллектуальной  недостаточностью

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

12

Мастер-класс «Использование техники пластилинографии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Презентация

Февраль

Воспитатели специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

13

Участие в работе семинаров, проводимых ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Академией последипломного образования, Национальным институтом образования, Государственным педагогическим университетом им.М.Танка

Выступления на методических объединениях

По плану учреждений

Педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

14

Сетевое взаимодействие с учреждениями общего среднего образования, специального образования:

- онлайн-консультации;

- взаимообмен информацией

 

В течение учебного года

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

15

Формирование каталога литературы и статей по специальному образованию

Каталог

Май

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

свернуть

План работы на 2021/ 2022 учебный год

развернуть

План работы областного ресурсного центра специального образования

для лиц с интеллектуальной недостаточностью

ГУО «Руденская вспомогательная школа-интернат»

на 2021/2022 учебный год

Цель: оказание консультативно-методической помощи педагогам Минской области, осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.Изучать, аккумулировать и распространять лучший опыт работы по обучению и воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

2.Обеспечивать системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на эффективное обучение и успешную социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью;

3.Создавать условия для развития и совершенствования ресурсной базы (концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов).

№ п/п

Содержание работы

Форма представления результатов работы

Сроки выполнения

Категории участников

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Анализ работы ресурсного центра за 2020/2021 учебный год

Аналитическая информация

Июнь

Руководитель РЦ, педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

2

Изучение степени удовлетворенности услугами ресурсного центра участниками образовательного процесса

Результаты анкетирования

Май

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги вспомогательных школ

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Сбор информации о потребностях учреждений образования в проведении семинаров (темы для обсуждения)

Анализ анкет

Август

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги вспомогательных школ

Комлик Л.В.

4

Планирование работы ресурсного центра на 2021/2022 учебный год

План работы

Август

Руководство, педагоги вспомогательных школ, ЦКРОиРы

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Создание творческой группы педагогов, работающих по информационно-методическому наполнению ресурсного центра

Приказ

Август

Руководитель ресурсного центра

Дировская Н.А.

Кадровое обеспечение

1

Реализация системы повышения квалификации педагогов.

Повышение квалификации через:

1. Семинары, вебинары.

2. Самообразование специалистов.

3. Изучение передового опыта.

4. Курсы повышения квалификации.

5. Интернет-ресурсы.

 

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Калютич Л.Э.

2

Организация творческого взаимодействия участников ресурсного центра (взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, работа творческой группы)

Методические рекомендации

Сентябрь

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Материально-техническое оснащение

1

Постоянное пополнение центра программным обеспечением, имеющимся в Республике Беларусь

Программы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

2

Постоянное пополнение методическими материалами, наглядными материалами и др. Комплектование медиатеки для работы с родителями (ролики, клипы, фильмы, презентации и т.д.).

Методические материалы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

Информационно-методическое обеспечение

1

Размещение материалов по работе ресурсного центра на сайте учреждения образования, публикации в СМИ

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

2

Транслирование результатов профессиональной деятельности в рамках внутришкольного взаимодействия педагогов (согласно плана)

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Пополнение банка данных методических наработок с указанием авторства и школы предоставившей материал (пополнение информационного, дидактического и познавательного материала с целью использования в образовательном процессе вспомогательной школы)

Каталогизация

Постоянно

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

4

Подбор документальных, научно-популярных, художественных видеофильмов для использования в образовательном процессе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Видеоматериалы

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Пополнение школьной библиотеки методической литературой и программным обеспечением

Выставки методической литературы

Постоянно

Библиотекари

Дировская Н.А.

6

Популяризация инновационных педагогических и информационных технологий, внедряемых в образовательный процесс вспомогательных школ (школ-интернатов), (размещение материалов на сайте)

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

7

Консультации:

·       индивидуальные консультации специалистов;

·       консультирование родителей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью;

·       консультирование педагогических работников школ области, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

·       тематические консультации (в том числе виртуальные), где организатором (базой) выступает ресурсный центр

-деятельность учителя трудового обучения по подготовке и проведению аттестации учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-формирование навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью;

-приемы коррекции представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью об окружающем мире;

-организация свободной игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью;

-игры и игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью;

-как найти с ребенком общий язык или пять путей к сердцу ребенка;

-обеспечение коррекционной и практической направленности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью;

-особенности психофизического развития ребенка на разных возрастных этапах;

-построение взаимоотношений с «особым» ребенком, взаимодействие в работе воспитателя, педагога и родителей ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

-развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

-методические рекомендации учителю, работающему с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

-психологические аспекты социализации обучающихся с интеллектуальной   недостаточностью

Материалы консультаций

В течение учебного года

Руководство, педагог-психолог, педагог социальный

Воспитатели

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

8

Обобщение опыта работы по темам:

-Индивидуально-дифференцированный подход на уроках трудового обучения;

-Технология интерактивного обучения на уроках как средство повышения мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

-Технология коммуникативного обучения на уроках в начальной школе с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

-Проектная форма работы в начальных классах как средство активизации учебной деятельности

Презентация опыта работы

Май

Учителя трудового обучения, учителя   начальных классов

Комлик Л.В.

Шакуро Н.К.

9

Областной семинар «Использование игровых технологий в формировании базовых компетенций учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

Материалы семинара

Октябрь

Зам. директора по учебной работе, учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

10

Вебинары:

- Профориентация в школе-интернате как способ социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

- Формирование культуры досуга, организация свободного времени обучающегося в условиях школы-интерната

Материалы вебинаров

В течение года

Зам. директора по учебной, воспитательной работе, учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

11

Создание буклетов:

-Семь причин детской агрессии;

-Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости;

-Школьная тревожность

Буклеты

Апрель

Родители обучающихся   с интеллектуальной   недостаточностью

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

12

Мастер-класс «Нетрадиционные технологии работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»

Презентация

Февраль

Воспитатели специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

13

Участие в работе семинаров, проводимых ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Академией последипломного образования, Национальным институтом образования, Государственным педагогическим университетом им.М.Танка.  

Выступления на методических объединениях

По плану учреждений

Педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

14

Сетевое взаимодействие с учреждениями общего среднего образования, специального образования:

- онлайн-консультации;

- взаимообмен информацией

 

В течение учебного года

Учителя вспомогательных школ, учителя   интегрированных классов

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

15

Формирование каталога литературы и статей по специальному образованию

Каталог

Май

Учителя вспомогательных школ, учителя   интегрированных классов

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

свернуть
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО О СОЗДАНИИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
ПРИКАЗ О КООРДИНАЦИИ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ
Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ресурсных центров
Анализ деятельности ресурсного центра специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью за 2023/2024 учебный год
Анализ деятельности областного ресурсного центра специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью за 2022/2023 учебный год
Анализ деятельности областного ресурсного центра специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью за 2021/2022 учебный год
поделиться в: