Планирование

Ресурсный центр специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

развернуть

   

  

 

свернуть

Перспективный план работы областного ресурсного центра специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью Государственное учреждение образования «Руденская вспомогальная школа-интернат» на 2022-2027г.г.

развернуть

Перспективный план работы областного ресурсного центра специального образования

для лиц с интеллектуальной недостаточностью

Государственное учреждение образования «Руденская вспомогальная школа-интернат»

на 2022-2027г.г.

 

Цель: оказание консультативно-методической помощи педагогам Минской области, осуществляющим обучение и воспитание обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

Изучать, аккумулировать и распространять лучший опыт работы по обучению и воспитанию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Обеспечивать системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на эффективное обучение и успешную социализацию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Создавать условия для развития и совершенствования ресурсной базы (концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов).

 

п/п

Содержание работы

Сроки

Организационно-методическая работа

1

Методический диалог «Планирование деятельности ресурсного центра». Составление и утверждение плана работы ресурсного центра

август 2022-2027г.г.

2

Обновление банка данных нормативных правовых актов, инструктивно-методических материалов

август 2022-2027г.г.

3

Уточнение состава творческой группы педагогов для работы в ресурсном центре

август 2022-2027г.г.

4

Текущий ремонт кабинета ресурсного центра

По мере необходимости

5

Обновление и пополнение электронной страницы «Ресурсный центр» на сайте учреждения образования

2023-2027г.г.

6

Создание банка эффективного педагогического опыта педагогов школы-интерната

Постоянно

7

 

8

 

9

 

10

 

 

11

 

12

 

 

13

14

15

 

16

Изучение запросов из учреждений образования области по оказанию консультативно-методической помощи в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью

Семинар-практикум «Организация эффективной работы ресурсного центра учреждения образования»

Заседание Клуба специалистов территориальных центров специального обслуживания населения Минска и Минской области

Участие в постоянно действующих семинарах для учителей трудового обучения, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания на тему "Совершенствование профессиональной компетентности учителей трудового обучения при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях общего среднего образования".

Участие педагогов школы-интернат в районных методических объединениях учителей-дефектологов

Разработка совместного плана работы школы-интерната с ОО «Спейшиал Олимпикс» при поддержке Президентского спортивного клуба по темам: «Лидерство атлетов», «Теория и практика программы Спейшиал Олимпикс по бочче-спорту»

 

Участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровней

Организация взаимодействия в рамках работы ОО «Зеленый крест»

Участие в панораме эффективной педагогической практики – 2022 года Пуховичского района по теме «Развитие творческой активности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения и во внеурочное время»

Презентация мастер-классов: «Использование Лего-конструирования на уроках в начальных классах с детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью», «Астры из фоамирана» и др.

май 2023-2027г.г.

 

2022г.

2022г.

 

2022г.

 

 

В течение учебного года

2022/2023 учебный год

 

 

 

Постоянно

 

2022г.

 

2022г.

Информационно-методическая работа

1

Оказание консультативно-методической помощи педагогам учреждений образования по вопросам:

календарно-тематическое планирование по учебным предметам для первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

календарно-тематическое планирование по учебным предметам для второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

календарно-тематическое планирование по учебным программам для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью

подготовка, организация и проведение выпускного экзамена по трудовому обучению  учащихся 10 класса;

организация и проведение факультативных занятий с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью;

структура современного урока;

современные педагогические технологии и методики в обучении, коррекции и воспитании учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развитие творческих способностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

социальная адаптация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

2022 – 2027г.г.

2

Тематические консультации для педагогов учреждений образования (по запросам)

по запросам

3

Подготовка стендовой информации о деятельности ресурсного центра

постоянно

4

Оформление методических материалов в помощь педагогам учреждений образования

2022-2027г.г.

5

Консультирование педагогов и законных представителей по работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью:

«Если у ребёнка интеллектуальная недостаточность…»

«Особенности налаживания продуктивного взаимодействия с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях учреждения образования»

«Работа с семьей ребенка с интеллектуальной недостаточностью»

Педагогические технологии в обучении и воспитании детей, имеющих интеллектуальную недостаточность

Дети с РАС: особенности и приемы работы

2023-2027г.г.

6

Участие в научно-практических конференциях, обучающих курсах, семинарах, вебинарах

2022-2027г.г.

7

Публикации в периодических изданиях

2022-2027г.г.

8

Проведение семинаров, вебинаров

2022-2027г.г.

Научно-исследовательская и проектная работа

1

 

2

 

3

 

4

5

 

6

 

 

7

«Модель организации дополнительного образования детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной школы-интерната»

Создание проектов по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в рамках сотрудничества с «SOS-Детская деревня Марьина Горка»

Реализация проекта по профессиональной подготовке «Профессиональная перспектива» в рамках сотрудничества с «SOS-Детская деревня Марьина Горка»

Разработка и сбор материалов для участия в IX республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании»

Работа в рамках областного проекта «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью средствами фетротерапии»

Работа в рамках инновационного проекта: «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью» с целью формирование эмоциональной безопасности и повышение качества жизни обучающихся с особенностями психофизического развития, обеспечение их успешной социальной адаптации

Создание проекта по социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью

2020/2023 учебный год

 

2022-2025г.г.

 

2022-2023г.г.

 

2023 – 2025 г.г.

2022 – 2023г.г.

 

2022 – 2024 г.г.

 

 

2026-2027г.г.

Развитие базы программно-методических ресурсов

1

2

3

 

4

 

5

 

 

6

 

7

Совершенствование методических и дидактических ресурсов

Разработка серии коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы», 6 класс

Подбор материалов по использованию информационных коммуникационных технологий в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью

Пополнение картотеки периодических изданий по вопросам обучения, воспитания, коррекции особенностей развития, социальной адаптации и творческого развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Пополнение электронной базы методических материалов по вопросам обучения, воспитания, коррекции особенностей развития, социальной адаптации и творческого развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Участие в опытной проверке учебных изданий для учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования (літаратурнае чытанне 10 клас, элементы экономических знаний 11 класс)

Создание презентаций по учебным предметам

 

2022-2027г.г.

 

2022-2024 г.г.

2024-2025г.г.

2023-2027 г.г.

 

Постоянно

 

2022/2023 учебный год

 

Постоянно

 

 

свернуть

План работы на 2023/2024 учебный год

30.08.2023
развернуть

План работы областного ресурсного центра специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью ГУО «Руденская специальная школа-интернат» на 2023/2024 учебный год

Цель: оказание консультативно-методической помощи педагогам Минской области, осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.Изучать, аккумулировать и распространять лучший опыт работы по обучению и воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

2.Обеспечивать системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на эффективное обучение и успешную социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью;

3.Создавать условия для развития и совершенствования ресурсной базы (концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов).

№ п/п

Содержание работы

Форма представления результатов работы

Сроки выполнения

Категории

участников

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Анализ работы ресурсного центра за 2022/2023 учебный год

Аналитическая информация

Июнь

Руководитель РЦ, педагоги специальной школы-интерната

Комлик Л.В.

2

Изучение степени удовлетворенности услугами ресурсного центра участниками образовательного процесса

Результаты анкетирования

Май

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Сбор информации о потребностях учреждений образования в  проведении семинаров (темы  для обсуждения)

Анализ анкет

Август

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

 

4

Планирование работы ресурсного центра на 2023/2024 учебный год

План работы

Август

Руководство, педагоги специальных школ, ЦКРОиРы

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Создание творческой группы педагогов, работающих по информационно-методическому наполнению ресурсного центра

Приказ

Август

Руководитель ресурсного центра

Дировская Н.А.

 

Кадровое обеспечение

1

Реализация системы повышения квалификации педагогов.

Повышение квалификации через:

1. Семинары

2. Самообразование специалистов

3. Изучение передового опыта

4. Курсы повышения квалификации

5. Интернет-ресурсы

 

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Калютич Л.Э.

2

Организация творческого взаимодействия участников ресурсного центра (взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, работа творческой группы)

Методические материалы

Сентябрь

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Материально-техническое оснащение

1

Постоянное пополнение центра программным обеспечением, имеющимся в Республике Беларусь

Программы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

2

Постоянное пополнение методическими материалами, наглядными материалами и др. Комплектование медиатеки для работы с родителями (ролики, клипы, фильмы, презентации и т.д.).

Методические  материалы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

Информационно-методическое обеспечение

1

Размещение материалов по работе ресурсного центра на сайте учреждения образования, публикации в СМИ

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

2

Транслирование результатов профессиональной деятельности в рамках внутришкольного взаимодействия педагогов (согласно плану)

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Пополнение банка данных методических наработок с указанием авторства и школы предоставившей материал (пополнение информационного, дидактического и познавательного материала с целью использования в образовательном процессе специальной школы)

Каталогизация

Постоянно

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

4

Подбор документальных, научно-популярных, художественных видеофильмов для использования в образовательном процессе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Видеоматериалы

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Пополнение школьной библиотеки методической литературой и  программным обеспечением

Выставки методической литературы

Постоянно

Библиотекари

Дировская Н.А.

6

Популяризация инновационных педагогических и информационных технологий, внедряемых в образовательный процесс специальных школ (школ-интернатов), (размещение материалов на сайте)

Практические материалы из опыта работы

 

В течение учебного года

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

7

Консультации:

·        индивидуальные консультации специалистов;

·        консультирование родителей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью;

·        консультирование педагогических работников школ области, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

·        тематические консультации (в том числе виртуальные), где организатором (базой) выступает ресурсный центр

-подготовка и проведение аттестации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

-особые образовательные потребности детей с интеллектуальной недостаточностью;

-общие требования к организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-особенности использования наглядности в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-преодоление школьных трудностей у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-возрастные особенности подростков с интеллектуальной недостаточностью;

-игры с буквами и цифрами;

-формирование словарного запаса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактической игры;

-навучанне выразнаму чытанню на ўроках беларускай мовы i лiтаратурнага чытання у 6-10 классах спецыяльнай школы;

азвитие умения выражать свои эмоции при помощи мимики, жестов и эмоциональной речи;

ыкарыстанне элементаў камунiкатыўнай тэхналогii на ўроках беларускай мовы i лiтаратурнага чытання у старэйшых классах спецыяльнай школы;

моции в жизни ребёнка. Положительные и отрицательные эмоции. Развитие умения управлять своими эмоциями;

-особенности восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра;

-нетрадиционные методы работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

-формирование и развитие элементов логического мышления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр и упражнений;

-развитие памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством мнемотехники

Материалы консультаций

В течение учебного года

Руководство, педагог-психолог, педагог социальный

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комлик Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыжкова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тарновская С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шакуро Н.К.

8

Обобщение опыта работы по темам:

Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;

Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

-Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;

Семейное и гендерное воспитание учащихся в условиях специальной школы-интерната;

Здоровый образ жизни и его составляющие как средство укрепления здоровья у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

Патриотическое воспитание как средство формирования гражданственности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной школы-интерната;

Формирование творческой личности учащихся специальной школы-интерната;

Финансовая грамотность учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством экономического воспитания;

Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся с интеллектуальной  недостаточностью

Презентация опыта работы

 

Май

Учителя

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

 

9

Областной семинар «Организации дополнительного образования

детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной школы-интерната»

 

Материалы семинара

 

Апрель

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

 

10

Вебинар:

«Формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (с легкой интеллектуальной недостаточностью»

Материалы вебинара

Март

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

11

Создание буклетов:

Особые дети – особое общение;

Направления воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточность в семье;

Использование методик для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями;

Обеспечение безопасности детей

Буклеты

Апрель

Родители  обучающихся  с интеллектуальной  недостаточностью

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

12

Мастер-класс «Игры на развитие эмоциональной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Презентация

Февраль

Воспитатели специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

13

Участие в работе семинаров, проводимых ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Академией последипломного образования, Национальным институтом образования, Государственным педагогическим университетом им.М.Танка, ГУО «Минский областной институт развития образования»

Выступления на учебно-методических объединениях

По плану учреждений

Педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

14

Реализация инновационного проекта «Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью»

 

По отдельному плану

Педагоги школы-интерната

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

15

Реализация совместного проекта с частным социально-педагогическим учреждением образования «SOS-Детская деревня Марьина Горка» «Зеленая лаборатория»

 

По отдельному плану

Педагоги школы-интерната

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

16

Реализация совместного плана сотрудничества школы-интерната с ОО «Спешиал Олимпикс» при поддержке Президентского спортивного клуба

 

По отдельному плану

Педагоги школы-интерната

Калютич Л.Э.

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

17

Сетевое взаимодействие с учреждениями общего среднего образования, специального образования:

онлайн-консультации;

- взаимообмен информацией

 

В течение учебного года

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

18

Формирование каталога литературы и статей по специальному образованию

Каталог

Май

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

 

свернуть

График проведения консультаций в 2023/2024 учебном году

31.08.2023
развернуть

График

проведения консультаций

областного ресурсного центра специального образования

для лиц с интеллектуальной недостаточностью по оказанию

консультативно-методической помощи педагогам Минской области,

осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью

ГУО «Руденская специальная школа-интернат»

на 2023/2024 учебный год 

п/п

Содержание работы

Срок проведения

Ответственный

1

Подготовка и проведение аттестации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

по запросу

в течение года

Комлик Л.В.

Особые образовательные потребности детей с интеллектуальной недостаточностью

Общие требования к организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Особенности использования наглядности в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью

2

Преодоление школьных трудностей у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (период адаптации)

по запросу

в течение года

Рыжкова Е.И.

Возрастные особенности подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Игры с буквами и цифрами

Формирование словарного запаса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактической игры

3

Навучанне выразнаму чытанню на ўроках беларускай мовы i лiтаратурнага чытання у 6-10 классах спецыяльнай школы

по запросу

в течение года

Тарновская С.В.

Развитие умения выражать свои эмоции при помощи мимики, жестов и эмоциональной речи

Выкарыстанне элементаў камунiкатыўнай тэхналогii на ўроках беларускай мовы i лiтаратурнага чытання у старэйшых классах спецыяльнай школы

Эмоции в жизни ребёнка. Положительные и отрицательные эмоции. Развитие умения управлять своими эмоциями

4

Особенности восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра

по запросу

в течение года

Шакуро Н.К.

Нетрадиционные методы работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Формирование и развитие элементов логического мышления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр и упражнений

Развитие памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством мнемотехники

 

свернуть

План работы на 2022/2023 учебный год

01.09.2022
развернуть

    

Цель: оказание консультативно-методической помощи педагогам Минской области, осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.Изучать, аккумулировать и распространять лучший опыт работы по обучению и воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

2.Обеспечивать системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на эффективное обучение и успешную социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью;

3.Создавать условия для развития и совершенствования ресурсной базы (концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов).

№ п/п

Содержание работы

Форма представления результатов работы

Сроки выполнения

Категории участников

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Анализ работы ресурсного центра за 2021/2022 учебный год

Аналитическая информация

Июнь

Руководитель РЦ, педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

2

Изучение степени удовлетворенности услугами ресурсного центра участниками образовательного процесса

Результаты анкетирования

Май

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Сбор информации о потребностях учреждений образования в  проведении семинаров (темы  для обсуждения)

Анализ анкет

Август

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги специальных школ

Комлик Л.В.

 

4

Планирование работы ресурсного центра на 2022/2023 учебный год

План работы

Август

Руководство, педагоги специальных школ, ЦКРОиРы

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Создание творческой группы педагогов, работающих по информационно-методическому наполнению ресурсного центра

Приказ

Август

Руководитель ресурсного центра

Дировская Н.А.

 

 

 

 

 

Кадровое обеспечение

1

Реализация системы повышения квалификации педагогов.

Повышение квалификации через:

1. Семинары.

2. Самообразование специалистов.

3. Изучение передового опыта.

4. Курсы повышения квалификации.

5. Интернет-ресурсы.

 

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Калютич Л.Э.

2

Организация творческого взаимодействия участников ресурсного центра (взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, работа творческой группы)

Методические рекомендации

Сентябрь

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Материально-техническое оснащение

1

Постоянное пополнение центра программным обеспечением, имеющимся в Республике

Программы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

2

Постоянное пополнение  методическими материалами, наглядными материалами и др. Комплектование медиатеки для работы с родителями (ролики, клипы, фильмы, презентации и т.д.).

Методические  материалы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

Информационно-методическое обеспечение 

1

Размещение материалов по работе ресурсного центра на сайте учреждения образования, публикации в СМИ

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

2

Транслирование результатов профессиональной деятельности в рамках внутришкольного взаимодействия педагогов (согласно плана)

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Пополнение банка данных методических наработок с указанием авторства и школы предоставившей материал (пополнение информационного, дидактического и познавательного материала с целью использования в образовательном процессе вспомогательной школы)

Каталогизация

Постоянно

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

4

Подбор документальных, научно-популярных, художественных видеофильмов для использования в образовательном процессе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Видеоматериалы

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Пополнение школьной библиотеки методической  литературой и  программным обеспечением

Выставки методической литературы

Постоянно

Библиотекари

Дировская Н.А.

6

Популяризация инновационных педагогических и информационных технологий, внедряемых в образовательный процесс вспомогательных школ (школ-интернатов), (размещение материалов  на сайте)

Практические материалы из опыта работы

 

В течение учебного года

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

7

Консультации:

·        индивидуальные консультации специалистов;

·        консультирование родителей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью;

·        консультирование педагогических работников школ области, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

·        тематические консультации (в том числе виртуальные), где организатором (базой) выступает ресурсный центр

-особенности формирования навыка чтения  у детей с интеллектуальной недостаточностью;

-развитие памяти и внимания у младших школьников  с интеллектуальной недостаточностью;

-причины «неадекватного поведения» детей и пути предотвращения;

-коммуникативно-деятельностный подход в обучении языку детей с интеллектуальной недостаточностью;

-работа учителя по формированию культуры устной и письменной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-подготовка и проведение аттестации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

-использование информационных коммуникационных технологий на уроках русского языка при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью;

-методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте;

-игры и игровая деятельность  детей с интеллектуальной недостаточностью;

-построение взаимоотношений с «особым» ребенком, взаимодействие в работе воспитателя, педагога и родителей ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

-развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

- преодоление школьных трудностей

Материалы консультаций

В течение учебного года

Руководство, педагог-психолог, педагог социальный

Воспитатели

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

8

Обобщение опыта работы по темам:

-Использование ТСО в начальной школе как средство повышения мотивации к обучению;

-Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения;

-Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения в школе- интернате;

-Повышение  качества преподавания уроков  истории при работе  с  учащимися с интеллектуальной недостаточностью;

-Дифференцированный  подход  на  уроках  математики во  вспомогательной  школе;

-Технология  воспитания  экологической  культуры  на  уроках  географии

Презентация опыта работы

 

Май

Учителя

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

 

9

Областной семинар «Создание условий для повышения качества образования и воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»

 

Материалы семинара

 

Апрель

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

 

10

Вебинар:

-«Тэхналогія колеравага ўспрымання навакольнага свету ў рамках тэхналогіі эфектыўных урокаў пры вывучэнні роднай мовы і літаратурнага чытання ў старэйшых класах дапаможнай школы»

Материалы вебинара

Март

Зам. директора по  учебной работе,  учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

11

Создание буклетов:

-Выбор образовательного маршрута для детей с интеллектуальными нарушениями;

-Использование методик для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями;

-Общие  правила общения с  гиперактивным  ребенком;

-Родителям будущих первоклассников

Буклеты

Апрель

Родители  обучающихся  с интеллектуальной  недостаточностью

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

12

Мастер-класс «Использование техники пластилинографии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Презентация

Февраль

Воспитатели специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

13

Участие в работе семинаров, проводимых ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Академией последипломного образования, Национальным институтом образования, Государственным педагогическим университетом им.М.Танка

Выступления на методических объединениях

По плану учреждений

Педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

14

Сетевое взаимодействие с учреждениями общего среднего образования, специального образования:

- онлайн-консультации;

- взаимообмен информацией

 

В течение учебного года

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

15

Формирование каталога литературы и статей по специальному образованию

Каталог

Май

Учителя специальных школ, учителя  интегрированных классов

Комлик Л.В.

Рыжкова Е.И.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

свернуть

План работы на 2021/ 2022 учебный год

развернуть

План работы областного ресурсного центра специального образования

для лиц с интеллектуальной недостаточностью

ГУО «Руденская вспомогательная школа-интернат»

на 2021/2022 учебный год

Цель: оказание консультативно-методической помощи педагогам Минской области, осуществляющим обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1.Изучать, аккумулировать и распространять лучший опыт работы по обучению и воспитанию учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

2.Обеспечивать системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов для обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на эффективное обучение и успешную социализацию детей с интеллектуальной недостаточностью;

3.Создавать условия для развития и совершенствования ресурсной базы (концентрация материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов).

№ п/п

Содержание работы

Форма представления результатов работы

Сроки выполнения

Категории участников

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Анализ работы ресурсного центра за 2020/2021 учебный год

Аналитическая информация

Июнь

Руководитель РЦ, педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

2

Изучение степени удовлетворенности услугами ресурсного центра участниками образовательного процесса

Результаты анкетирования

Май

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги вспомогательных школ

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Сбор информации о потребностях учреждений образования в проведении семинаров (темы для обсуждения)

Анализ анкет

Август

Руководство, ЦКРОиРы, педагоги вспомогательных школ

Комлик Л.В.

4

Планирование работы ресурсного центра на 2021/2022 учебный год

План работы

Август

Руководство, педагоги вспомогательных школ, ЦКРОиРы

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Создание творческой группы педагогов, работающих по информационно-методическому наполнению ресурсного центра

Приказ

Август

Руководитель ресурсного центра

Дировская Н.А.

Кадровое обеспечение

1

Реализация системы повышения квалификации педагогов.

Повышение квалификации через:

1. Семинары, вебинары.

2. Самообразование специалистов.

3. Изучение передового опыта.

4. Курсы повышения квалификации.

5. Интернет-ресурсы.

 

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Калютич Л.Э.

2

Организация творческого взаимодействия участников ресурсного центра (взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, работа творческой группы)

Методические рекомендации

Сентябрь

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Материально-техническое оснащение

1

Постоянное пополнение центра программным обеспечением, имеющимся в Республике Беларусь

Программы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

2

Постоянное пополнение методическими материалами, наглядными материалами и др. Комплектование медиатеки для работы с родителями (ролики, клипы, фильмы, презентации и т.д.).

Методические материалы

В течение учебного года

Руководство

Дировская Н.А.

Информационно-методическое обеспечение

1

Размещение материалов по работе ресурсного центра на сайте учреждения образования, публикации в СМИ

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

2

Транслирование результатов профессиональной деятельности в рамках внутришкольного взаимодействия педагогов (согласно плана)

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

3

Пополнение банка данных методических наработок с указанием авторства и школы предоставившей материал (пополнение информационного, дидактического и познавательного материала с целью использования в образовательном процессе вспомогательной школы)

Каталогизация

Постоянно

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

4

Подбор документальных, научно-популярных, художественных видеофильмов для использования в образовательном процессе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Видеоматериалы

Постоянно

Педагоги учреждения образования

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

5

Пополнение школьной библиотеки методической литературой и программным обеспечением

Выставки методической литературы

Постоянно

Библиотекари

Дировская Н.А.

6

Популяризация инновационных педагогических и информационных технологий, внедряемых в образовательный процесс вспомогательных школ (школ-интернатов), (размещение материалов на сайте)

Практические материалы из опыта работы

В течение учебного года

Воспитатели:

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

7

Консультации:

·       индивидуальные консультации специалистов;

·       консультирование родителей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью;

·       консультирование педагогических работников школ области, оказание им информационно-методической поддержки по вопросам обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

·       тематические консультации (в том числе виртуальные), где организатором (базой) выступает ресурсный центр

-деятельность учителя трудового обучения по подготовке и проведению аттестации учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

-формирование навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью;

-приемы коррекции представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью об окружающем мире;

-организация свободной игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью;

-игры и игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью;

-как найти с ребенком общий язык или пять путей к сердцу ребенка;

-обеспечение коррекционной и практической направленности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью;

-особенности психофизического развития ребенка на разных возрастных этапах;

-построение взаимоотношений с «особым» ребенком, взаимодействие в работе воспитателя, педагога и родителей ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

-развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

-методические рекомендации учителю, работающему с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

-психологические аспекты социализации обучающихся с интеллектуальной   недостаточностью

Материалы консультаций

В течение учебного года

Руководство, педагог-психолог, педагог социальный

Воспитатели

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Учителя-дефектологи:

-специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития;

-специальных школ (школ-интернатов), пунктов коррекционно-педагогической помощи общеобразовательных школ;

- специальных детских домов для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития;

- классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания;

-центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

8

Обобщение опыта работы по темам:

-Индивидуально-дифференцированный подход на уроках трудового обучения;

-Технология интерактивного обучения на уроках как средство повышения мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

-Технология коммуникативного обучения на уроках в начальной школе с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

-Проектная форма работы в начальных классах как средство активизации учебной деятельности

Презентация опыта работы

Май

Учителя трудового обучения, учителя   начальных классов

Комлик Л.В.

Шакуро Н.К.

9

Областной семинар «Использование игровых технологий в формировании базовых компетенций учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

Материалы семинара

Октябрь

Зам. директора по учебной работе, учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Калютич Л.Э.

10

Вебинары:

- Профориентация в школе-интернате как способ социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

- Формирование культуры досуга, организация свободного времени обучающегося в условиях школы-интерната

Материалы вебинаров

В течение года

Зам. директора по учебной, воспитательной работе, учителя-дефектологи, учителя-предметники учреждений специального образования

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

11

Создание буклетов:

-Семь причин детской агрессии;

-Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости;

-Школьная тревожность

Буклеты

Апрель

Родители обучающихся   с интеллектуальной   недостаточностью

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

12

Мастер-класс «Нетрадиционные технологии работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью»

Презентация

Февраль

Воспитатели специальных дошкольных учреждений, дошкольных учреждений общего типа, создавших условия для детей с особенностями психофизического развития

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

13

Участие в работе семинаров, проводимых ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Академией последипломного образования, Национальным институтом образования, Государственным педагогическим университетом им.М.Танка.  

Выступления на методических объединениях

По плану учреждений

Педагоги школы-интерната

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

14

Сетевое взаимодействие с учреждениями общего среднего образования, специального образования:

- онлайн-консультации;

- взаимообмен информацией

 

В течение учебного года

Учителя вспомогательных школ, учителя   интегрированных классов

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

15

Формирование каталога литературы и статей по специальному образованию

Каталог

Май

Учителя вспомогательных школ, учителя   интегрированных классов

Комлик Л.В.

Тарновская С.В.

Шакуро Н.К.

свернуть
Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ресурсных центров
Анализ деятельности областного ресурсного центра специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью за 2021/2022 учебный год
Анализ деятельности областного ресурсного центра специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью за 2022/2023 учебный год